Рекламный баннер 990x90px ban1
78.53
92.27

Основные направления коррекционной работы при дизартрии у дошкольников:

Основные направления коррекционной работы при дизартрии у дошкольников:
1. Артикуляционная гимнастика
Цель: развитие подвижности и точности артикуляционных органов (языка, губ, мягкого нёба).

Упражнения:
«Лошадка» – поочерёдное выдвижение нижней и верхней губ;
«Заборчик», «Трубочка», «Улыбка» – упражнения для губ;
«Язычок-лопаточка», «Чистим зубки», «Метёлка» – работа с языком;
Дутье на свирели, трубочки, перелистывание страниц книги – развитие силы выдоха.
2. Массаж и самомассаж артикуляционных мышц
Проводится логопедом или родителями (по инструкции). Стимулирует чувствительность и моторику речевых мышц.

Виды массажа:

Внутриротовой (проводится логопедом);
Внешний (массаж щёк, подбородка, шеи);
Использование массажных щёток, силиконовых насадок.
3. Развитие дыхательной системы
Правильное дыхание – основа чёткой и плавной речи.

Методы:

Упражнения на равномерный и продолжительный выдох (подуть на перышко, надуть шарик);
Пальчиковые игры с одновременным дыханием;
Подвижные игры с чередованием активности и паузами для дыхания.
4. Формирование просодической стороны речи
(темп, ритм, интонация, ударение)

Упражнения:

Хлопки в такт слогам;
Проговаривание стихотворений с разным эмоциональным окрасом;
Игры с музыкальными инструментами (бубен, барабан) для развития ритма;
Пение простых детских песен.
5. Автоматизация звуков и формирование лексико-грамматических средств
После нормализации артикуляции начинается работа над:

Автоматизацией нарушенных звуков;
Развитием словарного запаса;
Формированием грамматического строя речи;
Связной речью (пересказ, составление рассказа по картинкам).
6. Использование игровых методов
Дошкольники лучше всего усваивают материал через игру.

Формы игровой деятельности:

Логопедические дидактические игры;
Артикуляционные игры с куклами;
Использование наглядного материала (картинки, пазлы, мягкая игрушка);
Компьютерные программы и интерактивные тренажёры (при необходимости).
7. Сенсорно-моторная подготовка
Включает развитие общей и мелкой моторики, что положительно влияет на речь.

Упражнения:

Пальчиковая гимнастика;
Лепка, рисование, конструирование;
Занятия с массажными мячами, терапевтическими лентами.
8. Взаимодействие с семьёй
Родители должны быть активными участниками процесса коррекции.

Рекомендации родителям:

Ежедневные занятия дома по заданию логопеда;
Создание речевой среды (чтение книг, беседы, проговаривание действий);
Наблюдение за речью ребёнка и своевременная помощь;
Поощрение любых попыток говорить правильно.
9. Привлечение смежных специалистов
Коррекция дизартрии часто требует комплексного подхода:

Невролог – лечение основного неврологического состояния;
Психолог / дефектолог – работа с эмоциональной и когнитивной сферой;
ЛФК инструктор – общая моторика и координация движений;
Сурдолог – проверка слухового восприятия;
Педагог-логопед – непосредственно коррекция речи.
10. Периодичность и длительность занятий
У дошкольников занятия проводятся 2–3 раза в неделю (индивидуально и/или в группе).
Длительность курса зависит от тяжести нарушения и может составлять от нескольких месяцев до года и более.
После автоматизации звуков и улучшения речи проводится поддерживающая терапия.
Если у вас есть конкретный возраст ребёнка или тип дизартрии (например, бульбарная, псевдобульбарная и др.), могу предложить более точные рекомендации и упражнения.

Упражнения для бульбарной дизартрии возраст 5 лет

При бульбарной дизартрии у детей 5 лет наблюдаются выраженные нарушения речевого развития, вызванные поражением ядер блуждающего (X), подъязычного (XII) и/или добавочного (XI) черепных нервов, которые контролируют иннервацию мышц глотки, гортани, мягкого нёба, языка и голосовых связок. Это приводит к снижению тонуса и координации этих мышц.

Характерные симптомы у дошкольников:
Снижение тонуса мышц артикуляционного аппарата (губы, язык, мягкое нёбо);
Нарушение голоса (осиплость, хрипота, низкая громкость);
Нарушение дыхания и дыхательной поддержки;
Затруднённое глотание (дисфагия);
Псевдобульбарный плач или смех;
Расстройство артикуляции — звуки «расплывчатые», невнятные;
Замена звуков, пропуски слогов, нарушение просодии (ритма, темпа, интонации).
Цели коррекционной работы при бульбарной дизартрии у детей 5 лет:
Восстановление и развитие моторики артикуляционного аппарата.
Улучшение голосовой функции.
Формирование произносительных навыков.
Развитие дыхательной поддержки.
Развитие просодической стороны речи.
Активизация коммуникативной функции речи.
Основные направления коррекционной работы
1. Артикуляционная гимнастика
(проводится в игровой форме, с использованием зеркала, картинок, кукол)

Для губ:
"Улыбка – трубочка" (чередование);
"Поцелуй – рыбка";
Дутье через трубочку на перышко, шарик из ваты;
Поцелуи в ладошку с хлопком.
Для языка:
Высунь язык как можно дальше — "достань до подбородка", "до носа";
Язык вправо-влево, вверх-вниз;
Лизать воображаемое мороженое по кругу;
"Лошадка" — постукивание кончиком языка по верхнему нёбу;
"Метёлка" — провести языком по зубам сверху и снизу.
Для мягкого нёба:
Проглатывание с усилием (можно предложить ложку воды);
Имитация звука "Ку-ку", "Иго-го";
Поднятие мягкого нёба с помощью специального тампона (только логопедом).
2. Дыхательная гимнастика
(развитие силы и продолжительности выдоха)

Надувание воздушных шариков;
Дутье в трубочку в стакане с водой (мыльные пузыри);
Поднятие бумажных шариков с помощью выдоха;
Подуть на свирель или музыкальную игрушку;
Пальчиковые игры с одновременным дыханием ("Воздушный шарик надувается").
3. Работа с голосом
(развитие силы, чистоты, устойчивости голоса)

Имитация животных: мяуканье кошки, лай собаки, утка, корова;
Пение простых детских песенок на один звук (а, о, у);
Чередование высокого и низкого голоса;
Проговаривание слов с разной громкостью (громко-тихо, шепотом);
"Голосовая зарядка": повторение звуков "а-а-а", "у-у-у".
4. Формирование просодики
(ритм, темп, интонация)

Хлопки в такт слогам слов и фраз;
Марширование под ритм барабана;
Игры с эмоциональными интонациями: радость, удивление, грусть, сердитый голос;
Пересказ знакомых сказок с разной интонацией;
Чтение стихов с паузами, акцентами, повышением и понижением голоса.
5. Массаж артикуляционных мышц
(проводится только логопедом или родителями по заданию специалиста)

Массаж щёк, подбородка, шеи;
Внутриротовой массаж языка и внутренней поверхности щёк (силиконовые насадки);
Активизация чувствительности с помощью текстурных материалов (щеточки, вибрация).
6. Сенсорно-моторная подготовка
(общее развитие моторики способствует улучшению речевых навыков)

Пальчиковая гимнастика: катание шариков между ладонями, захват пинцетом;
Лепка из теста, пластилина;
Рисование крупными карандашами, раскрашивание;
Конструирование из крупных деталей;
Общая ЛФК: ходьба на носках, пятках, приседания, движения руками.
7. Автоматизация звуков и развитие связной речи
(начинается после улучшения артикуляции)

Автоматизация звуков [а], [и], [у], [о] в слогах и словах;
Употребление односложных слов («мама», «баба», «мяч»);
Составление простых предложений по картинкам;
Использование опорных картинок для общения (при необходимости);
Работа с лексическими темами: игрушки, одежда, еда, семья.
8. Пример недельного плана занятий (индивидуальных)
Понедельник
Артикуляционная гимнастика + дыхательные упражнения
Вторник
Голосовые упражнения + пальчиковая гимнастика
Среда
Работа с просодией + массаж
Четверг
Развитие лексики + автоматизация звуков
Пятница
Игровые задания на закрепление всех навыков
Рекомендации родителям:
Повторять упражнения дома ежедневно (по 5–10 минут);
Создать благоприятную эмоциональную обстановку;
Поощрять любую попытку ребёнка говорить;
Не исправлять ошибки жёстко — лучше моделировать правильный вариант;
Использовать наглядный материал и игровые элементы.
11

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы