ПРО РП ЛОГОПЕДА для УЧАЩИХСЯ 1 кл.
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по логопедии на логопедическом пункте «Профилактика нарушений устной и письменной речи»
При составлении программы опираемся на следующие документы:
‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».
‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования».
‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования».
‒ Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 (ред. от 06.04.2021) «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
‒ Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
‒ Письмо Минпросвещения России от 24.11.2020 № ДГ-2210/07 «Разъяснения по вопросу регулирования рабочего времени учителей-логопедов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при выполнении ими должностных обязанностей».
‒ Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
‒ Приказ Минтруда России № 136н от 13.03.2023 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»».
‒ Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Также программа составляется с учетом содержания и требований Федеральной рабочей программы НОО по учебному предмету «Русский язык» для 1-4 класса.
Цель программы: диагностика, профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 классов, помощь в освоении программы по русскому языку.
В программе 2 блока:
1 блок – Профилактика нарушений письменной речи.
2 блок – Коррекция и развитие звукопроизношения.
РП включает в себя модули:
1) Развитие фонетико-фонематической стороны речи:
2) Развитие лексико-грамматической стороны речи:
3) Формирование связной речи. Основы коммуникации.
Изучение курса имеет тесную связь с изучением предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» («Обучение грамоте») в 1 классе.
Оценка планируемых результатов производится посредством мониторинга речевого развития учащихся. Стандартизированные диагностические методики (И.Н. Садовниковой, Т.А. Фотековой, О.И. Азовой и др.) используются на начальном (1-15 сентября) и итоговом (10-25 мая) этапах коррекционно-логопедической работы.
В поурочно-тематическом планировании графа «Кол-во часов» заполняется в соответствии с выбором логопеда количества часов на изучение определенного раздела. Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается выборочное использование разделов программы. Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение. Общая продолжительность занятий по программе может составлять от 66 до 99 часов в зависимости от сложности нарушения и фактического тематического планирования по учебным четвертям. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 35-40 минут. Группы комплектуются в количестве 4-6 человек.
Графа «Программное содержание по предмету «Русский язык»» заполняется в соответствии с тематическим планированием Федеральной рабочей программы НОО по учебному предмету «Русский язык» 1 класс, что позволяет учитывать уровень программных требований по русскому языку и литературному чтению.
Блок по коррекции и развитию звукопроизношения рассчитан только на учащихся 1 классов, имеющих нарушение звукопроизношения. Продолжительность коррекционного периода с 15 сентября по 15 мая. Работа по коррекции звукопроизношения ведется параллельно с обучением чтению и письму, дополняя ее. Общая продолжительность занятий по программе может составлять от 66 до 99 часов в зависимости от сложности нарушения и фактического тематического планирования. Занятия проводятся в индивидуальном порядке 2-3 раза в неделю по 20-30 минут.
Ориентировочная продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
‒ для группового занятия – 40 минут;
‒ для подгруппового занятия – 30–40 минут;
‒ для индивидуального занятия – 20–30 минут.
Коррекционные группы комплектуются учителем-логопедом, наполняемость группы 4-6 учащихся, имеющих однотипные нарушения. Состав групп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции.
В процессе обучения проводятся занятия: фронтальные, групповые, подгрупповые, индивидуальные.