Рекламный баннер 990x90px ban1
92.7
103.25
Рекламный баннер 728x90px main1

Как организовать работу с детьми группы риска из неблагополучных семей и в СОП

Как организовать работу с детьми группы риска из неблагополучных семей и в СОП.

В ФОП ДО выделили целевые группы, для которых нужно разрабатывать программы психолого-педагогического сопровождения (п. 27.8 ФОП ДО).



Всего таких групп восемь, из них две – непосредственно связаны с семейным и социальным неблагополучием:

дети и семьи в трудной жизненной ситуации;

дети и семьи, которые находятся в социально опасном положении (СОП), – безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству.

Задача детского сада в сфере профилактики детского и семейного неблагополучия заключается в проведении ранней профилактики. Ее основа — создание условий, которые обеспечивают возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций.

Неблагополучные семьи важно своевременно выявить. Для этого нужно изучить ситуации в семьях максимального количества воспитанников детского сада.

Когда ребенок поступает в детский сад, оформляйте социальный паспорт семьи. Это документ, в котором содержатся полные сведения о конкретной семье. Это необходимо, чтобы оценить обстановку среды, в которой проживает воспитанник, вовремя предотвратить кризисные ситуации и оказывать помощь.

Граница между благополучными и неблагополучными семьями может быть размыта: часто благополучные на вид семьи могут иметь серьезные проблемы. Подтвердить или опровергнуть опасения может педагог-психолог с помощью анкет. Они помогут оценить угрозу развитию и будут полезны в случаях, когда воспитатели жалуются, что ребенок похож на «запущенного», родители выглядят плохо и ведут себя странно, но весомых причин привлечь социального работника и опеку пока нет.

Первая анкета нужна, чтобы определить ребенка в зону риска по его поведению. Положительные ответы на все 10 вопросов однозначно указывают на семейное неблагополучие. Подозрения вызовет положительный ответ уже на первый вопрос в сочетании еще с тремя. В этом случае педагогу-психологу нужно договориться с воспитателями группы обратить особое внимание на ребенка, понаблюдать за поведением его и родителя, ознакомиться с его документацией. Желательно вызвать родителя на беседу.

В случае когда ребенок выглядит опрятно, однако поведение родителя вызывает серьезные подозрения, что он может быть агрессивен или принимать запрещенные вещества, важно присмотреться к семье, чтобы избежать вреда ребенку, вплоть до того, чтобы в детский сад потом не пришлось вызывать полицию. Используйте для диагностики анкету, которая анализирует поведение родителей. Если совпадают хотя бы четыре пункта, нужно усилить контроль и получить более точную информацию о семье.

Чтобы выявить неблагополучные семьи, также может потребоваться дополнительная диагностика. Поручите педагогу-психологу изучить формы и стиль взаимодействия между взрослыми в семье. Пусть пригласит родителей на консультацию вместе с ребенком. Дошкольнику можно предложить выполнить «Кинетический рисунок семьи», родителям – заполнить опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса, а также тест-опросник родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина. Также используйте чек-лист для педагога-психолога.

По результатам диагностических исследований, бесед и наблюдений вместе с психологом составьте банк данных о семьях, которые находятся в СОП, и семьях группы риска. К неблагополучным отнесите опекунские, неполные и малообеспеченные семьи и семьи, с которыми уже работает КДН и ЗП.

Скачайте ниже полезные материалы по теме.

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3