Формирование грамматической стороны речи у дошкольников.
#советылогопеда@logoped_kzФормирование речевой функции в онтогенезе происходит по
определенным закономерностям, определяющим последовательное и
взаимосвязанное развитие всех сторон речевой системы (фонетической стороны, лексического запаса и грамматического строя).
Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты
известным лингвистом А.Н. Гвоздевым.
В его исследованиях содержится огромный фактический материал длительных наблюдений за процессом морфологического и синтаксического оформления детской речи.
По данным А.Н. Гвоздева морфологические элементы начинают выделяться в словах очень рано (около 1 года 11 месяцев).
Усвоение морфологической системы русского языка происходит на
основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов.
Расчленение слов охватывает ряд категорий существительных в единственном и множественном числе именительного, родительного и винительного падежей, а также и глагольные категории (повелительное наклонение, инфинитив, прошедшее и настоящее время).
В среднем дошкольном возрасте основное внимание обращается на
усвоение морфологической стороны речи:
- согласование слов;
- чередование звуков в основах;
- образование сравнительной степени прилагательных.
Детям помогают осваивать способы словообразования существительных суффиксальным способом, глаголов с помощью приставок.
А.Н. Гвоздев указывает, что формирование согласования в роде проходит длительный путь развития и усваивается относительно поздно.
В его материалах содержатся также указания на то, что на начальных
этапах развития речи преобладает согласование в женском роде, затем
появляется согласование в мужском роде и смешанное согласование. К трём годам род усваивается почти полностью. Развитие морфологической стороны речи сопряжено с рядом трудностей, вязанных с особенностями русского языка.
Прежде всего, в русском языке очень сложная система окончаний
существительных, не фиксировано место ударения в словах, чрезвычайно большое многообразие чередований гласных и согласных звуков в основах глаголов. Кроме того, дошкольников затрудняет усвоение родовой принадлежности существительных, понимание и использование пространственных предлогов и наречий. Очевидно, что трудных грамматических форм в русском языке великое множество; многие из них встречаются детям, и, естественно, ведут к ошибкам.
Усвоение склонения существительных среднего рода происходит
несколько позднее и с большим трудом. Установлено, что в отношении
усвоения эти существительные очень четко разбиваются на две группы:
быстрее устанавливается правильное изменение по падежам у
существительных среднего рода с ударными окончаниями и более
продолжительное время - с безударными. В среднем возрасте дети не всегда ориентируются на их окончания в именительном падеже, смешивая при склонении этих слов окончания I и II склонений.
Встречаются случаи "двойного" склонения одного и того же слова, в зависимости от того, как оно произносится в именительном падеже.
В старшем возрасте дети усваивают предложно-падежные формы имен
существительных единственного и множественного числа, изменение
большинства имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий, умеют противопоставлять однородные члены предложения, пользуются противительными союзами.
Согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными; изменяют слова по числам, родам, лицам; правильно употребляют предлоги в речи. Но увеличивается количество грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа существительных; неправильно согласовываются глаголы с существительными, нарушается структура предложений.
Исследования Захаровой показывают, что усвоение морфологической системы русского языка, столь интенсивно проходящее именно в дошкольном возрасте, происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов. А.Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя речи.
Первый период - период предложений, состоящих из аморфных слов-
корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (1 год 3 месяца - 1 год 10 месяцев).
Второй период - период усвоения грамматической структуры
предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (1 год 10 месяцев - 3 года).
Третий период - период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (3 года - 7 лет). В этот период в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком, формы. Раньше усваивается система окончаний, позже - система чередования в основах.
При формировании грамматически правильной речи детей различают
работу над её морфологической и синтаксической стороной.
Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксис – словосочетания и предложения.
На протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство как морфологической, так и синтаксической стороны
детской речи. Лишь к восьми годам можно говорить о полном усвоении
ребёнком грамматического строя языка.
Постепенность овладения грамматическим строем объясняется не
только возрастными закономерностями нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка, особенно морфологической. В русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить, на которые нужно выработать частные, единичные динамические речевые стереотипы.
Например, много своеобразия в образовании сравнительной степени прилагательных (сладкий — слаще, высокий — выше и др.); в спряжении некоторых глаголов (хотеть, бежать и др.); затрудняет детей подвижное ударение, чередование звуков, разнообразие окончаний и т. д.
Формирование грамматического строя речи у ребенка – дошкольника
включает работу под морфологией (изменение слов по родам, числам,
падежам), словообразование (образование одного слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (построение простых и сложных предложений).
Овладение морфологией оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Осваивая правильную речь, дети познают категории и законы морфологии в практике живой речи.
Уже в дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку
говорить правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость у ребенка с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.
Связь между предметами и явлениями ребенок познает, прежде всего, в предметной деятельности. Формирование правильной речи проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.