РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА В ОНТОГЕНЕЗЕ С РОЖДЕНИЯ ДО ТРЕХ ЛЕТ
Первый год жизни (с 0 до 12 месяцев)
С 0 до 2 месяцев – рефлекторные крики
Рефлекторные крики возникают у ребенка самостоятельно, без побуждения со стороны взрослого. Ребенок кричит, когда хочет есть, ощущает боль, состояние дискомфорта. У здорового ребенка крик громкий и чистый с коротким вдохом и удлиненным выдохом.
с 2 до 5 месяцев – гуление
Не все звуки, произносимые в это время ребенком, соответствуют звукам родного языка. Все дети мира гулят одинаково. Появление гуления обусловлено эмоциональным общением со взрослыми.
3 месяца
Пропадают примитивные звуки, появляются протяжные певучие гласные и сложные комплексы звуков: АГУ, УГИ, АГА. К концу третьего месяца появляется первый смех, способствующий развитию речевого дыхания.
4 месяца
Ребенок четко локализует источник звука в пространстве, продолжает певуче гулить, что способствует развитию речевого дыхания, продолжительно и громко смеется. У ребенка отмечается комплекс оживления со смехом при эмоциональном общении со взрослым.
С 5 до 10-12 месяцев – лепет
В начале этого периода у ребенка отмечается эхолалическое повторение за окружающими. Именно в это время у ребенка возникает внимание к артикуляции говорящего. У плохослышащих и глухих детей гуление в этом возрасте «затухает», так как нет контроля со стороны слуха.
В лепете отчетливо улавливаются слоги, свойственные словам данного языка.
Сначала у ребенка преобладают гортанные звуки, похожие на [К] и [Г], потом начинают появляться губные [П],[Б],[М] и переднеязычные [Т], [Д], [Н], артикуляция которых сходна с актом сосания, затем щелевые ([В], [Ф], [С], [З]). Все согласные звуки, произносимые в это время ребенком, звучат как полумягкие.
6 месяцев
Ребенок хорошо произносит отдельные слоги с губными согласными и простыми мягкими переднеязычными и даже цепочки слогов с ними: «Мя-мя-мя, тя-тя-тя, ня-ня-ня».
7–8 месяцев
Лепет приобретает социализированный характер. Ребенок привлекает внимание окружающих голосовыми реакциями. В лепете уже можно отметить некое подобие интонации.
9 месяцев
Появляется так называемый модулированный лепет или лепетное декламирование. Ребенок произносит слоги и цепочки слогов с различными интонациями.
10 месяцев
Начинается период произвольного подражания, ребенок пытается повторять за взрослым отдельные слоги и даже слова. У некоторых детей появляются первые самостоятельные слова в речи.
11 месяцев
У ребенка появляются слова НЕ, ДА с соответствующими жестами.
12 месяцев. Первые слова
У нормально развивающегося ребенка к году не менее 10–15-ти осознанно употребляемых слов и звукоподражаний (МАМА, МЯУ, БАБА, БАХ, БУХ, БАЙ-БАЙ, БИ- БИ, ПАПА, ПАЙ, НЯНЯ, НО-НО, ДАЙ, ДЯДЯ, ДЕДА, ТУ-ТУ, ТЁТЯ, КО-КО, КИСЬ, ГУЛЯ, ГА-ГА, ЛЯЛЯ). Отмечается многозначность слов: ПИ – это птичка, выражение желания попить или сесть на горшок.
Второй год жизни (с одного года до двух лет)
1 год 2 месяца
Начинаются первые элементарные проявления инициативы в использовании слова. Например, увидев лошадку, ребенок произносит: НО-НО. Однако, до полутора лет значения слов в разных ситуациях неустойчивы. Сохраняется большое количество многозначных слов.
Полтора года – год и девять месяцев
Этот возраст специалисты называют периодом лексического взрыва. У девочек взрыв происходит, как правило, на два-два с половиной месяца раньше, чем у мальчиков.
В полтора года у нормально развивающегося ребенка в словаре 50-60 слов, появляются односложные предложения-требования, дети начинают употреблять глаголы (ИДИ -ДИ, УПАСТЬ-БУХ, ПРЫГАТЬ-ПЫГ, СПАТЬ -ПАТЬ, ГУЛЯТЬ-ГУЯТЬ).
Многие звуки в словах ребенок переставляет, опускает, заменяет более простыми. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата и недостаточным уровнем развития фонематического восприятия. именно в этот период у ребенка появляются слова с двумя разными слогами (вода, вата, пони), потом – трехсложные слова (бананы, панама).
По мере усвоения трехсложных слов ребенок переходит к построению предложений: «Мама, дай! Папа, на! Катя, иди! Мама, пить!»
Появляются формы множественного числа существительных (кубики, домики), так как разница между одним предметом и несколькими очень наглядна.
Год и девять месяцев – год и одиннадцать месяцев
Ребенок продолжает накапливать активный словарь, который насчитывает уже более ста звукоподражаний и слов, продолжает осваивать грамматический строй речи, употребляет существительные в единственном и множественном числе, существительные с уменьшительными суффиксами, существительные в разных падежах: «Дай лялю!»
Если в речи ребенка этого возраста ограниченное количество звукоподражаний и слов, нет предложений, то ребенку делается заключение: Задержка речевого развития. На основании МКБ -10 именно в этом возрасте ставится диагноз СРРР (специфическое расстройство речевого развития).
Третий год жизни (с двух до трех лет)
Этот возраст специалисты называют периодом оформления самостоятельной речи.
У нормально развивающегося ребенка в обиходе более двухсот слов (Сравните с неговорящими детьми этого возраста. Это пропасть, которую сложно, но еще можно преодолеть!). В это время ребенок начинает употреблять не только существительные и глаголы, но и другие части речи: личные местоимения (Я, ОН, ОНА, ТЫ, МЫ), наречия (ТАМ, ВОН, ГДЕ, ХОРОШО, ЕЩЁ), прилагательные (КРАСНЫЙ, БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ХОРОШИЙ, ПЛОХОЙ), простые предлоги (НА, В, ПОД, У, ЗА), соединительные союзы (А, И). В его речи появляются простые распространенные и сложносочиненные предложения.
Идет активное усвоение грамматики. Усваиваются падежи существительных (Я рисую машину.) и глагольные времена (Мы пойдем гулять. Мы ходили гулять).
В речи ребенка третьего года жизни короткие фразы:
• обращение + глагол (МАМА, ИДИ);
• предложение с отрицанием (БИТЬ, НЕ или НЕ БИТЬ);
• обращение + дополнение (ТЁТЯ, ЛЯЛЮ);
• предложение из трех слов с употреблением своего имени (ПАПА, ВИТЯ, ГУЛЯТЬ);
• более сложные предложения из трех слов (ТЁТЯ, ДАЙ МЯЧ. КАТЯ, СИДИ ТУТ.);
• вопросительные предложения (ТЫ ЧЕГО ТУТ СИДИШЬ?)
• предложения с противопоставлением (ПАПА МНЕ ДАВАЛ КАРАНДАШ, А ТЫ НЕ ДАВАЕШЬ.);
• сложносочиненные предложения (МАМА УШЛА, И Я ОДИН ОСТАЛСЯ).
К трем годам в норме ребенок начинает использовать сложные предложения различной структуры: «МЫ ВЕСНОЙ НЕ БУДЕМ КУПАТЬСЯ В ВАННЕ, В РЕЧКУ БУДЕМ ХОДИТЬ КУПАТЬСЯ. МАМА ПОШЛА В МАГАЗИН, ЧТОБЫ КУПИТЬ ХЛЕБ.». Малыш задает вопросы со словами ГДЕ? КОГДА? КУДА? ЗАЧЕМ? (ТЫ КУДА ИДЕШЬ? ТЫ ЗАЧЕМ ЯГОДУ ВЗЯЛ?). Это возраста почемучек, который пропускается неговорящим ребенком, что пагубно сказывается на его дальнейшем развитии.
К трем годам ребенок овладевает диалогической речью и все чаще становится инициатором общения. Начинается развитие монологической речи. Малыш может рассказать о том, куда он ходил с мамой, что он видел на прогулке, что делал в детском саду. Он с удовольствием слушает чтение взрослыми детских книжек, рассматривает картинки в книжках и пытается рассказывать вместе со взрослым хорошо знакомые сказки («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»). Он слушает чтение стихов, легко запоминает и воспроизводит стишки из книги А. Л. Барто "Игрушки".
Н. В. Нищева