КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
Интегрированное занятие-викторина с участием логопеда, воспитателя, музыкального руководителя
Цель. Развитие речи.
Образовательные задачи. Пополнение экспрессивной речи прилагательными и словами-антонимами. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Совершенствование навыка составления и чтения слов и словосочетаний. Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков в свободной речевой деятельности. Совершенствование умения создавать композицию из готовых элементов. Совершенствование навыка создания коллективной работы. Совершенствование навыка хорового пения.
Развивающие задачи. Развитие диалогической речи, речевого слуха, внимания, памяти, всех видов восприятия, творческого воображения, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, активности, самостоятельности, инициативности.
Оборудование. Наборное полотно, конверты с отрывками из стихотворений К. И. Чуковского и С. Я. Маршака; большие листы плотной бумаги, элементы для выполнения аппликации, клеевые карандаши, влажные салфетки; конверты с буквами и слогами для составления названий произведений, два резиновых мяча среднего размера, вазочка с вареньем, супница с ботвиньей; портреты героев произведений Маршака, Чуковского, Барто; контейнеры с фишками для звукового анализа слов, игровые поля и картинки для слогового анализа слов.
Предварительная работа. Чтение произведений С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, С.В. Михалкова, А. Л. Барто. Оформление выставки рисунков и поделок к произведениям поэтов. Пение «Песенки друзей» на музыкальном занятии. Разучивание стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать!»
Ход занятия
1. Организационный момент. Чтение одним из детей стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать!» Cообщение темы занятия. Создание эмоционального положительного фона. Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков в свободной речевой деятельности.
Дети выстраиваются паровозиком, поют «Песенку друзей» с музыкальным руководителем и двигаются по кругу. Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное сопровождение. Допев песенку, дети останавливаются и встают лицом в круг.
П е д а г о г. Сегодня у нас необычное занятие. Это литературная викторина. Сейчас вы разобьетесь на две команды по 5 человек. И эти команды будут соревноваться друг с другом, доказывая, кто из них лучше знает произведения детских поэтов, о которых мы говорили с вами в последнее время. А для того, чтобы создать всем настроение, давайте послушаем стихотворение, которое выучил Даня.
Р е б е н о к. Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Логопед помогает детям разбиться на две команды и придумать названия для них.
П е д а г о г. Хорошо! Значит одна команда называется «Знайки», а другая «Умники». Посмотрим, кто из них победит.
2. Игра «Узнайте произведение». Развитие речевого слуха, внимания, памяти.
Воспитатель выдает каждой команде по конверту.
П е д а г о г. В конвертах первое задание. Вы должны прочитать отрывок из стихотворения, вспомнить, как оно называется, кто его написал.
Р е б е н о к (член команды «Знайки»).
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
Д е т и (члены первой команды). Это отрывок из стихотворения Корнея Ивановича Чуковского «Чудо-дерево».
Р е б е н о к (член команды «Умники»). Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж…
Д е т и (члены второй команды). Это отрывок из стихотворения Самуила Яковлевича Маршака «Багаж».
П е д а г о г. Отлично! С первым заданием справились обе команды. Счет: 1 : 1.
Воспитатель убирает конверты.
3. Коллективная работа над аппликацией. Совершенствование умения создавать композицию из готовых элементов. Совершенствование навыка создания коллективной работы.
Воспитатель подводит каждую команду к отдельному столу. На каждом столе приготовлены элементы для создания аппликации, клеевые карандаши, большие листы плотной бумаги, влажные салфетки.
П е д а г о г. Следующий этап соревнования очень сложный. Вы должны будете выполнить аппликацию из готовых элементов. Аппликация станет иллюстрацией к только что угаданному вами стихотворению. Во-первых, вы должны работать дружно, все вместе. Мы будем следить за этим. Во-вторых, среди элементов есть лишние, не нужные вам предметы. Будьте внимательными, не наклейте их. В-третьих, закончив работу, вы должны привести в порядок себя и навести порядок на столе. Приступайте к работе. Раз, два, три! Начали!
Дети выполняют задание, затем вытирают руки влажными салфетками и наводят порядок на столах.
П е д а г о г. Молодцы! Вы закончили работу одновременно и навели порядок на столах. Теперь поменяйтесь местами и проверьте работу команды-соперника. Нет ли там ошибок?
Дети проверяют работу команды-соперника.
П е д а г о г. Нет ошибок? Замечательно! Счет: 2 : 2.
Дети переходят к логопеду. Воспитатель убирает все пособия со столов.
4. Упражнение «Составьте и прочитайте». Совершенствование навыка составления и чтения слов и словосочетаний.
Логопед приглашает детей к другим столам. Он кладет на каждый стол только что выполненную аппликацию. На первом столе лежат отдельные слоги, на втором – отдельные буквы, приготовлены клеевые карандаши. В нижней части каждого листа подготовлены полоски для подписей, разделенные на квадраты.
Л о г о п е д. Мы вывесим ваши работу в раздевалке. Но для этого вы должны составить подписи к ним. Команда «Знайки» составит подпись из слогов. Команда «Умники» составит подпись из букв. Подпись нужно наклеить в прямоугольник в нижней части листа. Раз, два, три! Начали!
Дети выполняют задание.
Л о г о п е д. Великолепно! Команды одновременно закончили выполнение задания. Проверьте друг друга.
Команды меняются местами и проверяют друг друга.
Л о г о п е д. Нет ошибок? Счет: 3 : 3. теперь мы можем повесить ваши работы в раздевалке, чтобы ими могли полюбоваться мамы и папы, бабушки и дедушки,
5. Игра с мячом «Мяч по кругу». Пополнение экспрессивной речи прилагательными и словами антонимами.
Логопед приглашает детей в центр зала. Члены каждой команды образуют свой круг. Членам каждой команды логопед дает мяч.
Л о г о п е д. Следующий этап нашего соревнования – игра «Мяч по кругу». Команда «Знайки», перебрасывая мяч, должна сказать как можно больше слов о человеке, который любит читать. Слова должны отвечать на вопрос: «Какой?» По одному слову должен сказать каждый член команды.
Д е т и (члены первой команды). Умный, грамотный, образованный, интересный, начитанный, знающий.
Л о г о п е д. Команда «Умники», перебрасывая мяч, должна сказать как можно больше слов о человеке, который не любит читать. Слова должны отвечать на вопрос: «Какой?» По одному слову должен сказать каждый член команды.
Д е т и (члены второй команды). Серый, глупый, безграмотный, тупой, недалекий, неинтересный.
Л о г о п е д. Потрясающе! Вы справились и с этим заданием.
Счет: 4 : 4.
6. «Музыкальная игра». Развитие слухового внимания, восприятия, памяти.
Следующий этап соревнования проводит музыкальный руководитель.
П е д а г о г. Сейчас каждая из команд прослушает песенку и должна будет сказать, в каком произведении и какого автора звучит эта песенка.
Несколько детей из параллельной группы исполняют под музыкальное сопровождение песенку «Песенку поросят» из мультипликационного фильма «Кошкин дом».
П е д а г о г. Эта загадка для команды «Умники».
Д е т и (члены второй команды). Это «Песенка поросят» из сказки Самуила Яковлевича Маршака «Кошкин дом».
Эти же дети исполняют под музыкальное сопровождение песенку «Песенку поросят» из мультипликационного фильма «Три поросенка».
П е д а г о г. Эта загадка для команды «Знайки».
Д е т и (члены первой команды). Это «Песенка поросят» из сказки Сергея Владимировича Михалкова «Три поросенка».
П е д а г о г. Очень хорошо! Обе команды отгадали правильно.
Счет: 5 : 5.
7. Игра «Вкусный конкурс». Развитие памяти.
Воспитатель приглашает детей к столу, на котором стоят вазочка с вареньем и супница с ботвиньей.
П е д а г о г. Посмотрите на блюда, которые стоят перед вами. Что это?
Д е т и. Это варенье и суп.
П е д а г о г. Какой это суп?
Д е т и. Это свекольник.
П е д а г о г. Такой суп называется ботвинья. Сейчас я дам вам одну минуту, чтобы вы подумали, посовещались и сказали, в каком произведении, какого автора упоминается одно из этих блюд. Команде «Умники» достается варенье, а команде «Знайки» - ботвинья.
Дети обсуждают ответ.
П е д а г о г. Вы готовы?
Д е т и (члены первой команды). Ботвинью едят поросята в сказке Маршака «Кошкин дом».
Я – свинья и ты – свинья,
Все мы, братцы, свиньи.
Нынче дали нам, друзья,
Целый чан ботвиньи.
Д е т и (члены второй команды). Вареньем угощает бабочку муха из сказки Чуковского «Муха-цокотуха».
Бабочка-красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощениье?
П е д а г о г. Вот так молодцы! Вы не только вспомнили авторов и названия произведений, но и прочитали отрывки из них. За это вы получите по одному лишнему баллу. Счет: 7 : 7.
8. Игра «Картинная галерея». Совершенствование навыка
звукового анализа слов. Развитие памяти.
Следующий этап занятия проводит логопед. Он помещает на наборное полотно картинки с изображениями героев Маршака, Чуковского, Барто.
Л о г о п е д. Кого вы видите на картинках? Первая команда называет первого и второго героев. Вторая команда называет третьего и четвертого героев.
Д е т и (члены второй команды). Это паук из сказки Чуковского «Муха-цокотуха» и кукла Зина из стихотворения Барто «Резиновая Зина».
Д е т и (члены первой команды). Это утка из «Сказки о глупом мышонке» Маршака и клоп из сказки «Муха-цокотуха» Чуковского.
Л о г о п е д. Все правильно. Счет: 8 : 8. Но соревнование продолжается. Пройдите на ковер, сядьте вокруг контейнеров с фишками и выложите звуковые схемы слов. Команда «Знайки» анализирует слова утка и клоп. Команда «Умники» анализирует слова паук и кукла. Раз, два, три! Начали!
Дети выкладывают схемы.
Л о г о п е д. Чудесно! Команды закончили работу одновременно. Поменяйтесь местами и проверьте друг друга.
Дети проверяют выполнение задания командой-соперником.
Л о г о п е д. Нет ошибок? Счет: 9 : 9.
Логопед убирает картинки и контейнеры с фишками для звукового анализа.
2. Игра «Слоговое лото». [Совершенствование навыка слогово-
го анализа слов.]
Воспитатель предлагает детям остаться на ковре и кладет перед каждой командой игровое поле, разделенное на 4 части и 4 картинки с изображениями литературных героев.
П е д а г о г. Прежде, чем начать соревнование, рассмотрите картинки и назовите героев, изображенных на них.
Д е т и (члены первой команды). Акула и кит из сказки «Айболит» Чуковского, поросята и козел из сказки «Кошкин дом» Маршака.
Д ет и (члены второй команды). Тараканище и медведи из сказки «Тараканище» Чуковского, бычок и мишка из книжки «Игрушки» Барто.
П е д а г о г. Сейчас вы разделите названия литературных героев на слоги и закроете картинками соответствующие части игрового поля. Раз, два, три! Начали!
Дети выполняют задание.
П е д а г о г. И опять команды выполнили задание одновременно.
Поменяйтесь местами и проверьте друг друга.
Дети проверяют выполнение задания командой-соперником.
П е д а г о г. Нет ошибок? Счет: 10 : 10. Обе команды победили в сегодняшнем соревновании!
Все вместе педагоги и дети аплодируют.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
По предложению воспитателя дети рассказывают о том, что они делали на занятии, что им понравилось делать.