Дисграфия у ребенка: почему путаются и пропадают буквы?
Когда дети идут в первый класс и начинают учиться писать, невозможно обойтись без проблем. Им сложно выводить палочки, крючочки, буквы, но постепенно школьники овладевают навыками письма и справляются с временными трудностями.
Однако есть дети, которые просто не в состоянии научиться правильно писать. Они постоянно допускают странные и довольно специфические ошибки: пропускают буквы и целые слоги, путают буквы, пишут их в обратную сторону и так далее. Ни учитель, ни родители, ни сам ученик, даже если он очень прилежный, не в состоянии искоренить эти ошибки.
И вот тут логопед играет огромную роль. Сопереживание детским трудностям и стремление помочь им в их нелегкой борьбе становятся источником вдохновения и мотивации для логопеда. Чувство эмпатии помогает лучше понять детей, найти подход к каждому и создать атмосферу взаимопонимания и доверия.
Логопеды испытывают гордость и радость, когда видят успехи своих учеников. Ребенок, которому ранее было все сложно, достигает прогресса и начинает преодолевать трудности, - именно это наполняет логопеда гордостью и счастьем. Такие моменты становятся источником внутреннего удовлетворения и мотивации продолжать работу.
Отчего бывает дисграфия?
Причины могут быть разные. Дисграфия часто бывает у детей, которые невнятно говорят или не выговаривают какие-то звуки. Дисграфия может быть у детей с плохим вниманием и памятью, а также у детей, которые перенесли травмы головы. Случается и у тех детей, которых слишком рано отдали в школу и с которыми интенсивно занимаются, игнорируя их физиологическое и психологическое развитие. Либо если ребенок педагогически запущен и рос в неблагополучной семье. Дисграфия может быть и у болезненных, ослабленных детей. К тому же дисграфия может передаваться по наследству: если кто-либо из родных имел проблему с письмом, то их потомки тоже могут страдать дисграфией. До шести лет ребенку простительно многого не понимать и не справляться с написанием букв и слов, но, если к семи годам он по-прежнему не может научиться правильно писать, нужно немедленно исправлять ситуацию с помощью специалиста.
Виды дисграфии
Артикуляторно-акустическая
Ребенок пишет так, как слышит. Например, слово "дуб" он будет писать с буквой "п" – "дуп", и так далее. А если он сам не выговаривает звуки, например, звук "р", то и писать будет соответственно, не "рыба", а "лыба". Или может пропустить звук, который не умеет произносить: вместо "кровать" напишет "ковать".
Акустическая
Ребенок произносит звуки чисто, но на письме смешивает пары букв: "д-т", "б-п", "ж-ш", "в-ф" и так далее. Например, он пишет не "корабль", а "корапль".
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Дети пропускают целые слоги и буквы, могут переставлять буквы, не дописывать слова, предлоги пишут слитно, а приставки – отдельно.
Аграмматическая дисграфия
Ребенок, не зная правил грамматики, пишет слова (существительные, глаголы и прилагательные), не согласованные друг с другом. Например, "девочка шел" или "зеленый дерево".
Оптическая дисграфия
Ребенок плохо видит разницу в написании букв. Он может не дописать палочку в букве "ш" или хвостик в "ц".
Как преодолеть дисграфию?
Прежде чем овладеть письмом, ребенку нужно освоить звуковой анализ и синтез, научиться воспринимать и дифференцировать звуки на слух, правильно их произносить. Лучше всего, когда ребенок в 4-6 лет посещает логопедические группы детского сада, либо логопеда в поликлинике.
Если ничего не предпринимать, то ребенок будет всегда писать с ошибками, что может помешать ему получить то образование, о котором он мечтает. Ведь большинство таких детей достаточно развиты и способны, просто им нужно помочь освоиться в сложном мире звуков и букв. Помогите детям с дисграфией!