Симптоматика дисграфии
Речевые симптомы:
ошибки на уровне букв (искажённое написание букв, замены букв, пропуски букв)
ошибки на уровне слова (искажение звукобуквенной структуры слова, а именно пропуски, перестановки, добавления, персеверации букв и слогов);
ошибки на уровне предложения (слитное или раздельное написание слов, аграмматизмы на письме).
Неречевые симптомы:
неврологические нарушения;
нарушение познавательной деятельности;
нарушение восприятия;
нарушение памяти;
нарушение внимания;
нарушение моторики;
нарушение зрительно-пространственных ориентировок;
психические нарушения. И т.д.
К основным диагностическим критериям нарушения письма относят:
1. Наличие в письменных работах специфических ошибок. Это пропуски, замены, перестановки, недописывание букв, слогов, слов; ошибки в ударных слогах, ошибки обозначения мягкости на письме; зеркальное написание букв или другие искажения букв, особенно редко встречающихся или прописных; отсутствие заглавной буквы и точки в предложении; слитное написание или разрыв слова, нечитаемый почерк, резкое колебание почерка (от мелкого – к крупному), несоблюдение границы полей в тетради.
2. Большое количество этих ошибок: от 5 до 20 и более.
3. Стойкость ошибок: они проявляются во всех видах письменных работ (списывание, письмо по памяти, сочинение, диктант) в течение длительного времени.
Всем известно, что логопеды ставят звуки и развивают речь дошкольников, но помимо этого мы также занимаемся ещё одним важным направлением – коррекцией письменной речи!
Каждый блок мозга отвечает за определенные функции, поэтому ошибки бывают разные и объединяются в формы дисграфии!
Дисграфические ошибки возникают тогда, когда на каком-то уровне передачи информации случился «сбой», вследствие чего в тетрадке вместо буквы «х» появляется «ж», вместо «корова» — «ко рова», «жёлтый мячик» — «жёлтым мячику» и т.д.
Дисграфия поддаётся коррекции, просто нужно научиться это делать правильно, поэтапно, а не рандомно и хаотично.
Конечно, всё зависит от тяжести нарушения, но это не значит, что при тяжелой степени дисграфии коррекция не нужна. Ещё как нужна! Благодаря грамотной коррекции можно сгладить симптоматику и вывести ребёнка на качественно другой уровень!