ВЫЯВЛЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ВАРИАНТОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Предисловие
В распоряжении психолога, ведущего практическую работу с детьми и подростками
(диагностическую, консультативную, психотерапевтическую), имеется множество
разнообразных методик. Однако подчас бывает очень трудно решить, какая из них окажетсяполезной в том или ином конкретном случае. Только опыт и интуиция специалиста помогают пройти путь от обнаружения проблемы до ее устранения, от жалобы клиента до рекомендаций
психолога. Эта книга послужит путеводителем, который, конечно, не может полностью
подменить собой интуицию, но, по крайней мере, подскажет полезные ориентиры.
В течение 25 лет я совмещал работу психолога-консультанта и психотерапевта с научными
исследованиями. Это позволило мне познакомиться с наиболее распространенными
вариантами родительских и учительских жалоб и с причинами, которые их вызывают.
Оказалось, что, хотя дети очень разные и каждый из них уникален и неповторим, большинство проблем можно свести к небольшому числу типичных причин и естественно вытекающих изних следствий. Главная трудность в том, что взрослые обычно не задумываются о подлинныхисточниках, приводящих к тем или иным детским проявлениям. Своими реакциями они
(взрослые) эти проявления поддерживают и укрепляют. Стоит разрушить этот порочный круг- и начинается порой медленное и постепенное, а порой и быстрое "выздоровление". Надо
лишь, как в медицине, правильно поставить диагноз и назначить соответствующее "лечение".
В этой книге приводятся "психологические диагнозы", типичные для старшего дошкольного,
младшего школьного, подросткового и юношеского возрастов. Рекомендуются те методы
психологического обследования, с помощью которых эти "диагнозы" могут быть определены.
Указываются направления развития личности, характерные для тех или иных сочетаний пси-
хологических особенностей. Предлагаются различные формы коррекционной и
профилактической работы, некоторые из которых могут осуществляться родителями, другие -школьными учителями и воспитателями детских садов, третьи — только специалистами