ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММ ПОСЛЕ СПТ
Основные принципы построения профилактических программ.
1. Профилактические программы должны быть составлены
таким образом, чтобы усиливать “защитные факторы” и способствовать ликвидации или уменьшению известных “факторов риска”.
Наиболее важными защитными фaктopaми являются следующие:
- Крепкие семейные отношения.
- Гармоничный стиль воспитания детей с установлением ясных правил пoвeдeния.
- Boвлeчeнность poдитeлeй в жизнь cвoиx дeтeй.
- Xopoшaя ycпeвaeмocть ребенка в шкoлe.
- Наличие конкурентных увлечений и интересов. - Адекватный возрасту уровень социально-психического развития.
2. Профилактические программы должны быть нацелены на
все формы злоупотребления психоактивными веществами, включая
употребление табака, алкоголя, наркотических и токсикоманических
веществ.
3. Профилактические программы должны включать:
- обучение навыкам отказа от наркотиков в ситуациях, когда
их предлагают;
- меры по усилению личных убеждений против применения
наркотиков и негативного отношения к употреблению наркотиков;
- обучение социальным навыкам (коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважению и эффективному взаимодействию с
окружающими – как со сверстниками, так и со взрослыми).
4. В профилактических программах для учащейся молодежи
предпочтение должно отдаваться интерактивным способам работы
(например – моделированию ситуаций, ролевым игры, дискуссиям,
обратной связи и т.д.), а не дидактическим информационно- образовательным методам.
5. Профилактические программы должны включать модули
для родителей или воспитателей, соответствующие тематике про- грамм для их детей (например, содержащие информацию о наркотиках и их неблагоприятных эффектах), что создает возможность внутрисемейных обсуждений, посвященных разрешенным и запрещенным законом препаратам, и способствует выработке четкой политики в отношении их использования в самих семьях.
6. Профилактические программы должны быть долгосрочными и не ограничиваться рамками школьного обучения, но предусматривать повторяющееся воздействие для укрепления первоначального
профилактического эффекта. Например, работа в начальной и сред- ней школе должна продолжаться последовательно повторяющимися
модулями, помогающими критическому периоду перехода от средних
к старшим классам.
7. Профилактическая работа, направленная на семью, имеет
больший эффект, чем стратегии, направленные только на родителей
или только на детей.
8. Школы предоставляют удобную возможность охватить всю
молодежь и могут служить базой для проведения мероприятий по работе со специфическими группами, имеющими повышенный риск
злоупотребления психоактивными веществами (таких как дети с отклоняющимся поведением; отстающие в учебе; или таких, у кого существует вероятность изоляции от социально-позитивной среды).
9. Профилактические программы должны соответствовать
возрастным категориям, быть разработаны надлежащим образом и в
соответствии с культурными особенностями района.