Принципиальный, упрямый, медленный, плохо приспосабливающийся, негибкий
Принципиальный, упрямый, медленный, плохо приспосабливающийся, негибкий, конфликтный. Обычно именно так характеризуют людей с ригидным мышлением.
Можно сказать, что ригидность - это особенность человека, которая не позволяет ему успешно, без дополнительных усилий и потерь адаптироваться к изменениям, происходящим в его жизни.
У людей с расстройствами аутистического спектра жесткость и негибкость мышления часто становятся пожизненными спутниками, являя собой одну из неотъемлемых граней аутизма.
Вот некоторые советы специалистов, которые могут нам помочь.
1. Обучайте детей концепции "похожие, но разные" и "разные, но похожие".
Дети в спектре с удовольствием следуют единожды заведеной рутине, а изменения в ней могут вызывать срыв. Поэтому важно научить ребенка гибкости и показать как получать удовольствие от выполнения одного и того же дела разными способами. Например, игра в мяч может протекать по разным сценариям, мяч может быть разных размеров и из разных материалов, его можно бросать, катать, попадать им в цель, подбрасывать и т.д. Еду можно по разному готовить и есть ее из разной посуды. Можно ходить в детский сад или магазин разными дорогами. Обязательное условие для всех этих манипуляций - заранее обговорить с ребенком, что его ждет, это снизит его беспокойство.
2. Покажите ребенку, что одно и то же задание можно сделать несколькими способами.
Дети с негибким мышлением часто видят только один «правильный способ». В течение дня, когда вы делаете что-то вместе, демонстрируйте и обсуждайте разные варианты решения простых бытовых задач. Вы можете показать плюсы и минусы каждого способа, но не давать четкой рекомендации, какой из способов лучше. Скорее всего ребенку с рас будет сложно сразу принять такие правила игры, используйте подкрепления и разумный компромисс, чтоб процесс не вызывал у него сопротивления.
3. Обучите его концепции "достаточно хорошо".
Дети в спектре могут быть жесткими перфекционистами и любая неидеальная попытка выводит их из себя. Сосредотачиваясь на разных способах решения задач, покажите ребенку какой результат может быть "достаточно хорошим" . Научите его получать удовольствие от процесса, а не только от результата деятельности.
4. Научите ребенка оценивать интенсивность своих эмоциональных реакций или сложность проблемы.
Можно использовать шкалу или карточки с изображениями. Поработайте с ребенком, чтобы оценить повседневные ситуации, которые его расстраивают. Позвольте ему оценить степень беспокойства в отношении тех из них, которые он воспринимает как проблемные. Затем обсудите и покажите, как он может справиться с ней.
5. Научите ребенка справляться с неудачами.
Можно заучить вместе с ним фразу "Я в порядке. Я могу это переделать". В ситуациях проявления ригидности, попросите его сделать три глубоких вдоха и выдоха (пусть это будет точкой перезапуска реакции) и покажите ему альтернативный вариант решения задачи. Используйте социальные истории, чтоб облегчить ребенку понимание и снизить его сопротивление. Подкрепляйте все случаи, когда он смог преодолеть свою ригидность.
6. Моделируйте ситуации, в которых вы могли бы тренировать вместе с ребенком гибкость.
Начинайте с самых простых задач и постепенно усложняйте сами задачи и их частоту. Используйте подсказки и положительные подкрепления, чтоб он чувствовал свою успешность и сохранял мотивацию быть гибким.
7. Составьте список событий от наименее до наиболее тревожных для ребенка.
Продумайте альтернативные варианты действий для каждой ситуации. Сделайте карточки на каждую ситуацию, в которой будут перечислены три вещи: (1) событие, (2) умение справляться со своими эмоциями и (3) альтернативный вариант решения проблемы. Помогите ребенку справиться с каждой ситуацией из списка при помощи карточки. Начинайте с наименее тревожащих. Используйте положительное подкрепление. Переходите к обучению следующей ситуации, только когда ребенок будет способен справиться самостоятельно в 8 из 10 случаев с предыдущей задачей. Успехов вам в работе и гибкости).