Школьная неуспешность: причины и способы предотвращения
#советылогопеда@logoped_kz Каждый ребенок приходит в школу полным энтузиазма, желания учиться! Ведь он теперь совсем взрослый, школьник. Как обидно бывает наблюдать, как гаснет радость и приходит растерянность, неуверенность, разочарование.
Родители отправляют ребенка в школу, прежде всего, за знаниями. Но, зачастую, хорошая успеваемость не является главной причиной успеха ребенка в школе. Ребенок может быть отличником, получать наивысшие баллы, а чувствовать себя «серой мышью»: не сложились отношения с одноклассниками, не с кем играть на улице, мало друзей или их нет вообще, чувство собственной незначительности, неумение решать проблемы, выходящие за пределы школьной программы.
Но бывает и наоборот: душа класса, без него не проходит ни один День рождения, он участвует во всех делах, самый, самый, а в дневнике уныло выстроились тройки и двойки. Здесь то мы и сталкиваемся с проблемой школьной неуспешности.
Так по каким же признакам мы можем отличить школьную неуспешность, кроме неуспеваемости?
1. Постоянная негативная оценка, замечания, недовольство родителей и учителей.
2. В результате чего возникает и поддерживается высокий уровень тревоги.
3. У ребёнка снижается самооценка и уверенность в себе.
4. Естественные следствия высокого уровня тревоги - это непродуктивная трата времени на несущественные детали, отвлечение от работы на рассуждения о том, "как будет плохо, если у меня снова ничего не получится, если я опять получу двойку", отказ от заданий, которые уже заранее кажутся ребенку слишком трудными.
5. Стремление сделать работу как можно лучше в итоге лишь ухудшает дело. Низкая результативность (неизбежное следствие постоянного состояния тревоги) - это центральная особенность деятельности при хронической неуспешности.
Так складывается порочный круг: тревога, нарушая деятельность ребенка, ведет к неуспеху, негативным оценкам со стороны окружающих. Неуспех порождает тревогу, способствуя закреплению неудач.
#советылогопеда@logoped_kz Чем дальше, тем труднее становится разорвать этот круг, поэтому неуспешность и становится "хронической". Чем более ответственную работу выполняет ребенок, тем больше он волнуется. Если уровень тревоги и без того повышен, то его дополнительное повышение (волнение) еще больше понижает результаты работы. Из-за этого ответственные контрольные и экзаменационные работы выполняются не лучше, а хуже повседневных заданий. Постоянное волнение приводит к стремлению избегать непривычные и неоднозначно определенные задания, которые оцениваются ребенком как особо трудные.
Хроническая неуспешность возникает, в основном, у тех детей, которые отличаются исполнительностью, послушанием и даже слепым выполнением требований взрослых. Остальным же более или менее безразлично несоответствие его достижений ожиданиям взрослых.
Желаем Вам успехов и радости общения с Вашими детьми!