Нормы речевого развития (пост подготовлен по материалам из открытых источников)
Нормы речевого развития (пост подготовлен по материалам из открытых источников)
1-2. мес. – Можете различать крики не довольствия и удовлетворения;
2-3 мес. Ребенок повторяет или самостоятельно произносит на распев звуки: а-а-а, о-о-о, э-э-э; так же гласные г, к, н;
3-4 мес. Ребенок начинает чувствовать свой артикуляционный аппарат (лепет- слоговые цепочки) свирель- аль..., лее..,алы…и.т.п»
5-6 мес. – Начинают появляться ясные звуки: а, б, п, м, т, к ;
7-9 мес. – Модулированный лепет т.е. повторяет слоги с разной интонацией
9-12 мес. – Слова-условные знаки. Ребенок использует в речи 6-10 облегченных слов (ляля, тата, мама, папа, би-би, гав-гав и.т.п.)
1-2 года – Звукоподражание, зависимости от ситуации ребенок может выражать разные значения; ребенок одно и тоже слово произносит по-разному (выпадение звука или замена), 2-х словные: «мама, дай!», большинство слов существительные и прилагательные, реже глаголы и местоимения
2-3 года- замена шипящих звуков на мягкие: Р и Л на И и Ль , понимает речь и содержание сказок, знает названия предметов, их цвет и форму; ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и ряд согласных звуков: м, мь, н, нь, п, пь, б, бь, ф,фь,в, вь, т, ть, д, дь, к, кь, г, гь, х,хь, й, сь, ль. При этом допустимо, что некоторые согласные звуки произносятся смягченно или заменяются похожими.
3-4 года- Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения. В речи появляются не только существительные и глаголы, а также наречия (горячо, чисто), числительные (один, два), местоимения (мой, твой). рамматика. Начинается активное словотворчество: присоединение к словам приставок, суффиксов, окончаний. Например: «обогоню» - «обгоню», «натерять» - «потерять», «колесы» - «колеса», Звукопроизношение. В 3 года появляются звуки: й, л, с, э. В 3.5 года в речи ребенка должны добавляются звуки: с, з, ц.
4-5 лет - Появляются шипящие звуки: ш, ж, ч, щ. Сонорные звуки (р, рь) он может заменять звуком «л»: «лека» - «река», «лыба» - «рыба» или иногда звуком «й»: «устай» - «устал». Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Ребенок составляет обоснованные и последовательные предложения из более чем 4-5 слов. Он уже может связно пересказать своими словами простой текст, разучить небольшой стишок.
5-6 лет - Ребенок способен составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельност
5.5 лет все звуки произносятся верно, исчезает смягчение согласных, правильно произносятся шипящие и сонорные звуки. В норме, дети старшего дошкольного возраста: 6-7 лет, должны четко произносить все звуки в составе слов и предложений.
6-7 лет - Окончательное формирование речи, постановка всех звуков, включая «Р». Появление в лексиконе сложных слов, ребенок свободно общается со взрослыми и сверстниками, может поддержать разговор на любую доступную его возрасту тему. Связная речь- на вопросы ребенок уже отвечает развернутыми фразами: сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, может пересказать сказку, придумать рассказ по картинке, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме.