Рекламный баннер 990x90px ban1
100
105.71
Рекламный баннер 728x90px main1

Формы и причины дислексии. СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ

Формы и причины дислексии. СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ

#советылогопеда@logoped_kz

Возможно, Вы слышали о том, что многие дети пишут слова зеркальным способом. Или читают слова задом наперёд, иногда заменяя в них звуки на похожие. Норма ли это для ребёнка? Да, но иногда такие признаки могут стать звоночком для беспокойства. Что такое болезнь дислексия, и каковы её признаки?

Краткое описание

Дислексия — расстройство навыков чтения из-за плохой сформированности или распада некоторых функций психики, отвечающих за процессы зачитывания и письма. Выражается расстройство в постоянно повторяющихся недочётах при чтении и письме.

Если рассматривать с точки зрения психолингвистики, то дислексия — нарушение в связях зрительного, речедвигательного и речеслухового анализатора. Дело в том, что зачитывание задействует все анализаторы, заставляет поэтапно включать зрительное восприятие, соединение букв со звуками, слияние этих звуков в слоги, а затем, в слова, слияние слов в предложения, а их в рассказ.

При этом происходит постепенная обработка информации, включающая не только воспроизведение, но и понимание прочитанного. Если в этом происходит сбой, начинает проявляться дислексия.

Формы дислексии

Существует несколько классификаций форм заболевания, однако, наиболее распространённой считается описанная ниже. Она включает такие виды, как:

фонематическую;

семантическую;

аграмматическую;

оптическую;

мнестическую;

тактильную;

Фонематическая

Механизм основан на общей недоразвитости функций фонематической системы. Дислектик в этом случае при произношении путает звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку (б-п, с-ш и т. п.). Может наблюдаться перестановка букв и некоторых частей слов в словах при зачитывании и на письме.

Семантическая

Часто называется как «механическое чтение» из-за того, что нарушается понимание прочитанных слов, предложений и целых текстов. При этом само зачитывание не страдает. При семантической дислексии слова воспринимаются лишь частично, из-за чего теряется их связь с другими словами в тексте.

Аграмматическая

Форма характеризуется изменениями в падежных окончаниях, числе существительных, различного рода согласований, а также в глагольных окончаниях. Наиболее часто встречается у детей с системными недоразвитиями речи.

Оптическая

При оптической дислексии ребёнку трудно усваивать и различать схожие по написанию буквы. Буквы при этом могут различаться несильно (С-О, Р-В) или же состоять из схожих частей, но при разном их расположении на бумаге (Г-Т, П-Н).

Мнестическая

Данная форма характеризуется трудностями в понимании букв. Ребёнок не может связать звук с конкретным графическим его изображением.

Тактильная

Может быть только у слепых детей. Выражается в проблемах с пониманием букв на таблице Брайля. #советылогопеда@logoped_kz

Причины дислексии

Последние исследования заболевания показали сильное влияние наследственной предрасположенности. Зарубежные врачи склоняются к тому, что дислексия может быть связана с латентным левшеством.

Основная причина дислексии — мозговая дисфункция, которая может быть вызвана воздействием некоторых биологических факторов, например:

В перинатальном периоде дислексию может вызвать повреждение головного мозга, к чему может привести:

анемия матери;

порок сердца матери и плода;

асфиксия;

затяжные роды;

фетоплацентарная недостаточность;

преждевременная отслойка плаценты;

обвитие и аномалия развития пуповины;

Токсические поражения ЦНС, что могло дать:

алкогольная и медикаментозная интоксикация;

гемолитическая болезнь плода;

желтуха у новорождённого;

К дисфункции могут привести и инфекционные поражения по причине:перенесённых во время беременности заболеваний (кори, краснухи, гриппа и т. п.);

Повредить мозг механическим путём можно при:

плодоизгоняющих манипуляциях;

затяжных родах;

внутричерепных кровоизлияниях.

Даже если у ребёнка не наблюдалось ничего из вышеперечисленного, после рождения есть факторы, приводящие к задержке созревания коры головного мозга, что и приводит к дислексии. К этим факторам относится:

ЧМТ;

нейроинфекция;

инфекции вроде краснухи, кори, ветряной оспы, полиомиелита и подобных;

тяжёлые хронические заболевания;

Дислексия может сопровождать:

алалию;

дизартрию;

афазию;

ДЦП;

ЗПР;

умственную отсталость.

Это связано с патологиями зон мозга.

Существуют также социальные неблагоприятные факторы, например:

дефицит речевого общения;

педагогическая запущенность;

билингвизм.

Симптомы

Может показаться, что дислектики из-за проблем с произношением и письмом могут меть отставание в развитии. На самом деле это не так. При всех своих недостатках они очень часто бывают талантливыми, иногда даже гениальными людьми.https://vk.com/logoped_kz Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней, Владимир Маяковский — все они были дислектиками, но это не помешало им стать достойными известными людьми.

Изучение дислексии показало, что дислектики:

имеют широкий кругозор;

любопытны в отношении явлений окружающего мира;

имеют отличное воображение;

обладают развитой интуицией;

могут оценивать и рассматривать привычные нам вещи с других сторон.

Дислексия может проявится по-разному, что зависит от возраста пациента. Для удобства восприятия ниже симптоматика разбита на несколько подгрупп.

Ранние признаки

Симптомы дислексииЭти симптомы вынесены в отдельную категорию, поскольку их наличие может говорить о запущенном процессе развития заболевания. Заметив больше 5–7 таких признаков, следует обратиться за консультацией ко врачу.

К категории можно отнести:

изменение порядка букв при составлении слов;

нежелание читать вслух и писать сочинения;

изменение порядка букв, слов или чисел во время письма и зачитывания;

затруднения с изучением алфавита, таблицы умножения;

путаница в простейшем ориентировании (право-лево и т. п.);

невнимательность;

плохая память;

затруднения с выполнением простейших указаний;

неуклюжий захват ручки;

затруднения в изучении правописания и принципов чтения.

В дошкольном возрасте

Позднее начало развития речи.

Затруднения в произношении и изучении слов.

Плохая память, особенно касается слов (путает или подолгу не может вспомнить нужное слово.

Проблемы в общении со сверстниками.

Проблемы в освоении простейших навыков чтения и письма.

Путаница в расположении слов и букв в словах, при пересказе или рассказе. #советылогопеда@logoped_kz

Младшая школа

Проблемы с декодированием слов.

Замена одних слов на другие, часто схожие по звучанию и смыслу (ящик — коробка).

Транспозиция и инверсия при зачитывании.

Разворот слов и букв (э-е и т. п.).

Путаница в арифметических знаках (вместо + -).

Затруднения в запоминании фактов.

Нарушенная координация движений.

Импульсивность и неловкость.

Медленное освоение новых навыков.

Средняя школа

Уровень чтения ниже, чем у одноклассников.

Упорное нежелание читать вслух и писать.

Плохая память, что влияет и на планирование.

Затруднения в общении и нахождении общего языка со сверстниками.

Плохое восприятие языка тела и выражения лица.

Плохо читаемый почерк.

Затруднения с произношением и написанием слов.

Старшая школа

Медленное зачитывание с большим количеством ошибок.

Недостаточный навык письма.

Проблемы в пересказе, изложении и обобщении материала.

Неправильное произношение слов.

Плохое восприятие информации.

Плохая память.

Медленная скорость работы.

Затруднения в приспособлении к любым изменениям.

Взрослые

Затруднения в восприятии звуковой и письменной информации.

Плохая память, невнимательность и рассеянность.

Труднопонимаемое произношение.

Путаница в последовательности чисел и слов, неспособность воспроизвести их в правильном порядке.

Отсутствие навыков письма или их недостаточная развитость (дисграфия).

Проблемы с планированием и организацией своего времени.

Слабые организационные навыки.

Диагностика

Диагностическое исследование начинается с посещения детского педиатра, который, рассмотрев все признаки, должен направить ребёнка к логопеду.

Логопед начинает обследование со сбора подробного анамнеза, включающие такие аспекты, как:

как протекала беременность матери;

имеются ли генетические предрасположенности к такого рода заболеваниям;

имеются ли врождённые заболевания у ребёнка;

как протекало развитие ребёнка в первые годы жизни.

После сбора анамнеза логопед выясняет:

сформированность навыков речи, письма и чтения у ребёнка;

особенности формирования этих навыков;

состояние артикуляционного аппарата;

состояние моторики;

успеваемость школьника по русскому языку и литературе.

После сбора данных врач может провести несколько тестов, включающих:

зачитывание вслух;

списывание текста;

письмо на слух.

В зависимости от результатов обследования может понадобиться консультация невролога и офтальмолога. Аппаратное обследование в таком случае включает ЭЭГ и ЭхоЭГ.

Тест на дислексию

Лечение и коррекция дислексии

Традиционным методом лечения дислексии считается логопедические коррекционные работы. Данный метод предполагает работу над исправлением всех патологий речи и неречевых процессов.

Метод логопедического исправления зависит от конкретной формы заболевания:

Оптическая дислексия требует работу над зритетельно-пространственным представлением, зрительным синтезом и анализом.

Тактильная предполагает работу над разбором и пониманием схем и развитием пространственного представления.

При мнестической необходимо развивать слухоречевую и речезрительную память.

При фонематической форме требуется корректировать звукопроизношение, формировать представления о звукобуквенном составе слов.

Семантическая требует развивать слоговый синтез и словарь, проводить работу по усвоению ребёнком грамматических языковых норм.

При агроматической форме следует проводить работу по формированию грамматических систем.

У взрослых дислектиков методы исправления предполагают более расширенные занятия. Однако по механизмам они не отличаются от занятий с детьми.

Если вы будете брать видео, изображения или описание в своё сообщество, не забудьте указать нашу группу Советы Логопеда-Дефектолога

Желаем Вам успехов и радости общения с Вашими детьми!

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3