Формы и причины дислексии. СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ
#советылогопеда@logoped_kz Возможно, Вы слышали о том, что многие дети пишут слова зеркальным способом. Или читают слова задом наперёд, иногда заменяя в них звуки на похожие. Норма ли это для ребёнка? Да, но иногда такие признаки могут стать звоночком для беспокойства. Что такое болезнь дислексия, и каковы её признаки?
Краткое описание
Дислексия — расстройство навыков чтения из-за плохой сформированности или распада некоторых функций психики, отвечающих за процессы зачитывания и письма. Выражается расстройство в постоянно повторяющихся недочётах при чтении и письме.
Если рассматривать с точки зрения психолингвистики, то дислексия — нарушение в связях зрительного, речедвигательного и речеслухового анализатора. Дело в том, что зачитывание задействует все анализаторы, заставляет поэтапно включать зрительное восприятие, соединение букв со звуками, слияние этих звуков в слоги, а затем, в слова, слияние слов в предложения, а их в рассказ.
При этом происходит постепенная обработка информации, включающая не только воспроизведение, но и понимание прочитанного. Если в этом происходит сбой, начинает проявляться дислексия.
Формы дислексии
Существует несколько классификаций форм заболевания, однако, наиболее распространённой считается описанная ниже. Она включает такие виды, как:
фонематическую;
семантическую;
аграмматическую;
оптическую;
мнестическую;
тактильную;
Фонематическая
Механизм основан на общей недоразвитости функций фонематической системы. Дислектик в этом случае при произношении путает звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку (б-п, с-ш и т. п.). Может наблюдаться перестановка букв и некоторых частей слов в словах при зачитывании и на письме.
Семантическая
Часто называется как «механическое чтение» из-за того, что нарушается понимание прочитанных слов, предложений и целых текстов. При этом само зачитывание не страдает. При семантической дислексии слова воспринимаются лишь частично, из-за чего теряется их связь с другими словами в тексте.
Аграмматическая
Форма характеризуется изменениями в падежных окончаниях, числе существительных, различного рода согласований, а также в глагольных окончаниях. Наиболее часто встречается у детей с системными недоразвитиями речи.
Оптическая
При оптической дислексии ребёнку трудно усваивать и различать схожие по написанию буквы. Буквы при этом могут различаться несильно (С-О, Р-В) или же состоять из схожих частей, но при разном их расположении на бумаге (Г-Т, П-Н).
Мнестическая
Данная форма характеризуется трудностями в понимании букв. Ребёнок не может связать звук с конкретным графическим его изображением.
Тактильная
Может быть только у слепых детей. Выражается в проблемах с пониманием букв на таблице Брайля.
#советылогопеда@logoped_kz Причины дислексии
Последние исследования заболевания показали сильное влияние наследственной предрасположенности. Зарубежные врачи склоняются к тому, что дислексия может быть связана с латентным левшеством.
Основная причина дислексии — мозговая дисфункция, которая может быть вызвана воздействием некоторых биологических факторов, например:
В перинатальном периоде дислексию может вызвать повреждение головного мозга, к чему может привести:
анемия матери;
порок сердца матери и плода;
асфиксия;
затяжные роды;
фетоплацентарная недостаточность;
преждевременная отслойка плаценты;
обвитие и аномалия развития пуповины;
Токсические поражения ЦНС, что могло дать:
алкогольная и медикаментозная интоксикация;
гемолитическая болезнь плода;
желтуха у новорождённого;
К дисфункции могут привести и инфекционные поражения по причине:перенесённых во время беременности заболеваний (кори, краснухи, гриппа и т. п.);
Повредить мозг механическим путём можно при:
плодоизгоняющих манипуляциях;
затяжных родах;
внутричерепных кровоизлияниях.
Даже если у ребёнка не наблюдалось ничего из вышеперечисленного, после рождения есть факторы, приводящие к задержке созревания коры головного мозга, что и приводит к дислексии. К этим факторам относится:
ЧМТ;
нейроинфекция;
инфекции вроде краснухи, кори, ветряной оспы, полиомиелита и подобных;
тяжёлые хронические заболевания;
Дислексия может сопровождать:
алалию;
дизартрию;
афазию;
ДЦП;
ЗПР;
умственную отсталость.
Это связано с патологиями зон мозга.
Существуют также социальные неблагоприятные факторы, например:
дефицит речевого общения;
педагогическая запущенность;
билингвизм.
Симптомы
Может показаться, что дислектики из-за проблем с произношением и письмом могут меть отставание в развитии. На самом деле это не так. При всех своих недостатках они очень часто бывают талантливыми, иногда даже гениальными людьми.https://
vk.com/logoped_kz Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней, Владимир Маяковский — все они были дислектиками, но это не помешало им стать достойными известными людьми.
Изучение дислексии показало, что дислектики:
имеют широкий кругозор;
любопытны в отношении явлений окружающего мира;
имеют отличное воображение;
обладают развитой интуицией;
могут оценивать и рассматривать привычные нам вещи с других сторон.
Дислексия может проявится по-разному, что зависит от возраста пациента. Для удобства восприятия ниже симптоматика разбита на несколько подгрупп.
Ранние признаки
Симптомы дислексииЭти симптомы вынесены в отдельную категорию, поскольку их наличие может говорить о запущенном процессе развития заболевания. Заметив больше 5–7 таких признаков, следует обратиться за консультацией ко врачу.
К категории можно отнести:
изменение порядка букв при составлении слов;
нежелание читать вслух и писать сочинения;
изменение порядка букв, слов или чисел во время письма и зачитывания;
затруднения с изучением алфавита, таблицы умножения;
путаница в простейшем ориентировании (право-лево и т. п.);
невнимательность;
плохая память;
затруднения с выполнением простейших указаний;
неуклюжий захват ручки;
затруднения в изучении правописания и принципов чтения.
В дошкольном возрасте
Позднее начало развития речи.
Затруднения в произношении и изучении слов.
Плохая память, особенно касается слов (путает или подолгу не может вспомнить нужное слово.
Проблемы в общении со сверстниками.
Проблемы в освоении простейших навыков чтения и письма.
Путаница в расположении слов и букв в словах, при пересказе или рассказе.
#советылогопеда@logoped_kz Младшая школа
Проблемы с декодированием слов.
Замена одних слов на другие, часто схожие по звучанию и смыслу (ящик — коробка).
Транспозиция и инверсия при зачитывании.
Разворот слов и букв (э-е и т. п.).
Путаница в арифметических знаках (вместо + -).
Затруднения в запоминании фактов.
Нарушенная координация движений.
Импульсивность и неловкость.
Медленное освоение новых навыков.
Средняя школа
Уровень чтения ниже, чем у одноклассников.
Упорное нежелание читать вслух и писать.
Плохая память, что влияет и на планирование.
Затруднения в общении и нахождении общего языка со сверстниками.
Плохое восприятие языка тела и выражения лица.
Плохо читаемый почерк.
Затруднения с произношением и написанием слов.
Старшая школа
Медленное зачитывание с большим количеством ошибок.
Недостаточный навык письма.
Проблемы в пересказе, изложении и обобщении материала.
Неправильное произношение слов.
Плохое восприятие информации.
Плохая память.
Медленная скорость работы.
Затруднения в приспособлении к любым изменениям.
Взрослые
Затруднения в восприятии звуковой и письменной информации.
Плохая память, невнимательность и рассеянность.
Труднопонимаемое произношение.
Путаница в последовательности чисел и слов, неспособность воспроизвести их в правильном порядке.
Отсутствие навыков письма или их недостаточная развитость (дисграфия).
Проблемы с планированием и организацией своего времени.
Слабые организационные навыки.
Диагностика
Диагностическое исследование начинается с посещения детского педиатра, который, рассмотрев все признаки, должен направить ребёнка к логопеду.
Логопед начинает обследование со сбора подробного анамнеза, включающие такие аспекты, как:
как протекала беременность матери;
имеются ли генетические предрасположенности к такого рода заболеваниям;
имеются ли врождённые заболевания у ребёнка;
как протекало развитие ребёнка в первые годы жизни.
После сбора анамнеза логопед выясняет:
сформированность навыков речи, письма и чтения у ребёнка;
особенности формирования этих навыков;
состояние артикуляционного аппарата;
состояние моторики;
успеваемость школьника по русскому языку и литературе.
После сбора данных врач может провести несколько тестов, включающих:
зачитывание вслух;
списывание текста;
письмо на слух.
В зависимости от результатов обследования может понадобиться консультация невролога и офтальмолога. Аппаратное обследование в таком случае включает ЭЭГ и ЭхоЭГ.
Тест на дислексию
Лечение и коррекция дислексии
Традиционным методом лечения дислексии считается логопедические коррекционные работы. Данный метод предполагает работу над исправлением всех патологий речи и неречевых процессов.
Метод логопедического исправления зависит от конкретной формы заболевания:
Оптическая дислексия требует работу над зритетельно-пространственным представлением, зрительным синтезом и анализом.
Тактильная предполагает работу над разбором и пониманием схем и развитием пространственного представления.
При мнестической необходимо развивать слухоречевую и речезрительную память.
При фонематической форме требуется корректировать звукопроизношение, формировать представления о звукобуквенном составе слов.
Семантическая требует развивать слоговый синтез и словарь, проводить работу по усвоению ребёнком грамматических языковых норм.
При агроматической форме следует проводить работу по формированию грамматических систем.
У взрослых дислектиков методы исправления предполагают более расширенные занятия. Однако по механизмам они не отличаются от занятий с детьми.
Если вы будете брать видео, изображения или описание в своё сообщество, не забудьте указать нашу группу Советы Логопеда-Дефектолога
Желаем Вам успехов и радости общения с Вашими детьми!